Муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

     "Детский сад № 7 комбинированного вида"

 

                          ( код ОКВЭД - 85.11)             

                          

 

Методические  разработки                                                                                                                    

 

 

 

О том, как сделать родительское собрание интересным и полезным.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Особенностью текущего момента в деятельности дошкольных образовательных учреждений является разработка и начало реализации основной общеобразовательной программы. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание.

Педагоги нашего ДОУ используют широкий спектр форм работы с семьями воспитанников, который можно разделить на блоки.

Первый блок включает изучение потребностей и возможностей семей. Это: сбор сведений о родителях через заполнение анкет, беседы, посещение на дому и т.д.

Второй блок включает наглядные формы работы: информация в приёмной о режиме работы, оздоровительных мероприятиях, письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях, оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества и т.д.

В третий блок включены мероприятия - «родители в детском саду». Это индивидуальные беседы, проведение групповых праздников, презентаций совместного творчества педагогов, детей и родителей, привлечение родителей для кружковой и подгрупповой работы с детьми, организация встреч родителей со специалистами ДОУ, проведение родительских собраний.

В ходе наблюдений, бесед с педагогами мы выяснили, что из перечисленных форм работы основное затруднение вызывает подготовка и проведение родительских собраний, поэтому занялись углублённым изучением этого вопроса. Мы узнали, что родительское собрание – это форма группы людей (родителей), объединенных для совместных с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития своих детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы, заключается в его возможностях реализации нескольких функций: сплочения коллектива родителей, управления образовательным процессом, решения наиболее важных насущных проблем.

На собрании можно ближе познакомиться с семьями, создать условия для ознакомления родителей друг с другом, обсудить особенности возраста и задачи развития детей на текущий учебный год, дать информацию о развивающей программе, реализуемой в группе, познакомить с организацией деятельности с воспитанниками, поделиться наблюдениями о развитии детей.

Кроме того, родительское собрание это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогами и семьей, но и между самими родителями.

Наша практика работы с семьями показала, что в силу ряда причин не все родители и не всегда стремятся присутствовать на родительских собраниях, поэтому педагогам важно создать необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно большее количество семей. Для этого педагоги нашего ДОУ используют следующие приемы:

          - заранее вывешивается объявление о собрании, где указывается тема встречи, обсуждаемые вопросы, приглашенные специалисты;

       - готовится выставка совместной продуктивной деятельности педагогов, детей и родителей;

- выпускаются для демонстрации на собрании фотогазеты о жизни детей в группе;

- производится видеосъемка деятельности детей в детском саду по теме встречи;

- родителям раздаются на руки письменные приглашения или напоминания о предстоящем собрании;

- сообщения по телефону родителям детей, не посещающим на данный момент детский сад.

Непосредственно предшествующая подготовка к собранию состоит

в том, что мы проветриваем помещение, располагаем мебель так, чтобы участники встречи сидели в кругу, готовим мольберты, бумагу для стендовой записи и заметок родителям, вносим бэджики для участников собрания, маркеры, ручки. Обращаем внимание родителей на представленный наглядный материал либо включаем видео или аудио запись. В ожидании всех непринужденно беседуем по содержанию наглядных материалов, заполняем регистрационные листы, родители записывают свои имена на бэджиках.

Изучая литературу, мы выяснили, что коэффициент полезного действия усвоения информации напрямую зависит от формы организации и проведения собрания: лекция позволяет усвоить только 5% информации; чтение – 10%, аудиовизуальные средства – 20%, наглядный материал – 30%, обсуждение вопросов в группах – 50%, выступление в роли обучающего или ведущего – 90% .

Поэтому в своей практике мы стали шире использовать, так называемые «интерактивные методы работы», те методы, которые позволяют всем участникам быть активными, компетентными в вопросах воспитания и развития детей, педагогам получать обратную связь, а родителям в следующий раз без страха и сомнения участвовать в родительском собрании.

К числу таких методов мы относим: «Ледокол», «Мозговой

штурм», «Запись на листах», «Работу в подгруппах», «Эвристические вопросы», «Инфо - карусель», «Развивающую кооперацию», «Ассоциации» и др. (Описание в приложении)

Обычно, у нас, родительское собрание состоит из трех частей:

1. вводной части;

2. основной части;

3. разное.

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу

доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместную работу. Для этого мы используем следующие методы:

1. «Ледокол», который может состоять из следующих игр и заданий:

- назвать свое имя и ребенка, коротко сказать о достижениях ребенка за последние 2 –3 месяца;

2. «Паутинка» - перебросить клубок ниток и сказать комплимент; получивший задерживает нитку и перебрасывает клубок другому, в конце получается «паутинка», которой мы все объединены, потянув свою ниточку, каждый чувствует другого;

3. Заполнение листка матрицы «Давайте познакомимся». Пример такого листка имеется в приложении.

4. Предлагаем родителям закончить фразу: «Вы еще не знаете, что наш ребенок научился…» или фразу: «Мне хотелось бы, чтобы к концу года ребенок мог…»

5. Можно использовать метод «Ассоциации» и т.д. (другие методы см. приложение)

Основную часть обычно мы разделяем на два или три этапа:

1. Как правило, эта часть начинается с объявления темы встречи, регламента и небольшого вступительного слова об актуальности проблемы.

2. Чаще всего для совместной работы в кругу используем метод – «Мозгового штурма». Предлагаем каждому участнику высказать свое мнение о понимании содержания обсуждаемой проблемы. Например: «Что такое готовность ребенка к школе?». Все ответы принимаются и фиксируются крупно на ватмане. Ведущий подытоживает и дополняет высказанные мнения.

3. В основном, в этой части собрания, мы используем работу в кругу: например, родителям раздаются написанные на отдельных листах части возрастных особенностей детей определенного возраста и необходимая помощь взрослого для развития этого….

4. Важной часть общего обсуждения является работа в подгруппах. При которой, родители, в каждой подгруппе, получают задания, например, прочитать короткую информацию о физической готовности детей к школе и добавить свои предложения по работе с ребенком дома для формирования физической готовности ребенка к школе. Через 7 - 10 минут после начала обсуждения, каждая подгруппа презентует свою работу. Остальные слушают, добавляют, задают вопросы. Педагоги подводят итог дискуссии.

Работу в подгруппах можно проводить в виде «Инфо – карусели», «Развивающей кооперации», использовать метод эвристических вопросов (см. приложение)

Примерный материал для проведения родительского собрания по теме: «Особенности развития детей 3-4 лет и задачи развития детей на год» имеются в приложении.

В разделе «разное» - решаем вопросы, связанные с обсуждением плана совместной работы на год, организацией жизнедеятельности детей в группе, оснащением развивающей среды, участием родителей в детских тематических проектах, осуществляем выборы родительского комитета. В конце встречи проводим рефлексию. Даем высказаться 3 – 4 родителям (по желанию) по вопросу: «Что нового и полезного Вы узнали на встрече?»

Организацией и ведущими родительских собраний в нашем детском саду, как правило, являются старший воспитатель или педагог – психолог. За две недели до встречи мы активно посещаем группу, в которой назначено родительское собрание, для наблюдения совместной и самостоятельной деятельности детей либо для наблюдения за каким – либо ребёнком по запросу воспитателей или родителей. Подробно обсуждаем с воспитателями тему встречи, даём рекомендации по подготовке наглядного материала, помогаем в составлении анкет и т.д.

Не зря в народе говорят: «Сколько вложишь, столько и получишь».

  Благодаря большой подготовительной работе, использованию интерактивных форм, посещаемость родителями групповых встреч возросла и составляет 70-80%. В ходе рефлексии родители отмечают, что для них важна подготовленная информация. Но не менее значимы мнение и опыт других родителей. Они высказывают благодарность за то, что педагоги проводят собрания в форме живого разговора, когда каждый чувствует общую заинтересованность к его ребёнку, его семье. Это рождает чувство принадлежности к единой команде, вызывает желание участвовать в общем деле: содействовать созданию наилучших условий воспитания и развития детей.

Авторы статьи:

Педагог – психолог Головко О.В.

Старший воспитатель - Добрякова З.Ф.

 

Дата последнего обновления страницы 01.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»